^ наверх

Поиск

Случайное изображение

Комментарии

Авторизация

Вспышка - друг или враг?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Cегодня предметом нашего разговора будет одна из самых важных и редко затрагиваемых в литературе тем - применение вспышки в фотографии.
Преимущества которые дает нам современная вспышка (встроенная или дополнительная) всем известны. Это мощный и, что самое главное, мобильный источник света по цветовой температуре очень близкий к естественному дневному освещению. Короткая длительность импульса позволяет нам снимать любые быстро движущиеся объекты без риска их смазки и использовать на все 100% резкостные характеристики объективов.
Существует немало ситуаций, особенно при репортажной фотосъемке, когда без использования импульсного света просто не обойтись. Но здесь-то и поджидает нас "ложка дегтя" - недостатки этого вида освещения тоже серьезны. Это плоский свет ( ведь вспышка крепится к фотоаппарату и освещает снимаемый объект прямо в "лоб") и острая направленность излучения, которая создает на снимке страшные, уродливые тени.
Можно со всей уверенностью сказать, что если мы не предпримим эффективных мер при съемке с применением вcпышки, расчитывать на сколько-нибудь художественный результат не приходится.

Если при горизонтальном расположении фотоаппарата иногда еще удается избавиться от теней на заднем плане, которые уходят вниз за объект съемки, то при вертикальной компановке кадра снимок неминуемо будет испорчен. Причем, тени тем более выражены, чем больше расстояние от излучающей поверхности до оси объектива. Из этого следует, что минимальные тени дает встроенная вспышка (не считая кольцевой), хотя она имеет другой огромный недостаток - всегда дает эффект красных глаз.
Тем не менее, во многих , иногда вполне солидных изданиях , то и дело печатаются снимки, являющиеся результатом бесхитростной фотосъемки с прямым вспышечным светом, что свидетельствует о нетребовательном отношении к своей работе даже профессиональных фоторепортеров. Стоит ли говорить о том, что фотографии любителей сплошь и рядом грешат этими недостатками.
Зададимся вопросом, а всегда ли потеря привлекательности светового рисунка есть неминуемый результат применения вспышечного света? И в чем заключается мастерство владения этим капризным источником освещения?

" Рассеиватель на вспышку"
Каждая вспышка комплектуется специальной рассеивающей насадкой, которая позволяет применять более широкоугольные объективы,
Часто приходится слышать, что эту насадку можно применять и для смягчения теней на снимке. Однако на практике мы убеждаемся, что рассеивающая насадка не вносит каких-либо существенных изменений в светотеневой рисунок кадра. Что и следует ожидать, поскольку физика утверждает: размытость контуров тени зависит только от геометрических размеров источника света. А так как насадка не увеличивает площадь светящейся поверхности вспышки, то и тени остаются такими же жесткими.

" Вспышка в потолок"
Направление импульса вспышки в потолок является самым популярным и распространенным приемом ее творческого использования . Поток света ударяясь в потолок, отражается и дает более ровное, рассеянное освещение. Для того, чтобы эта схема работала, потолок должен быть белым (иначе подсветка окажется цветной) и не слишком высоким (в противном случае мощности вспышки не хватит для нормальной экспозиции).
Следует так же заметить, что отражающей поверхностью может служить не только потолок, но и любая другая белая поверхность (дверь, стена, белая мебель и т.д.). В этом случае световой рисунок будет еще ближе к естественному.

" Вспышка в потолок + отражатель"
Для того, чтобы компенсировать недостатки отраженного от потолка света, на вспышке закрепляют белый отражатель размером с игральную карту, который направляет часть светового потока в направлении съемки и снижает густоту теней на снимке.
Некоторые модели вспышек имеют встроенный козырек, который ,при желании, выдвигается, выполняя роль отражателя.
Если в Вашей вспышке этого удобного приспособления нет, то не беда. Подайдет любой кусочек белой бумаги, картона или пластика. Его удобно прикрепить к корпусу вспышки с помощью обычной резинки.
Чем больше возвышается такой отражатель над излучающей головкой, тем больше света будет направлено прямо на объект съемки.
Зарание угадать какая площадь отражателя требуется в том или ином случае очень сложно. Удача приходит с опытом.

" Отражатель"
Ну хорошо, а что делать в том случае, когда потолок в помещении слишком высокий, или съемка происходит на улице в темное время суток? Здесь нам придет на помощь тот же отражатель, только его площадь должна быть, по возможности, максимальной, т.к. вся ушедшая вверх энергия излучения теряется совершенно бесполезно.
Многие фотографы используют для этой цели большой лист ватмана или белой бумаги, закрепляя его на вспышке с помощью резинки. Но удобнее сделать отражатель из белого картона, который не мнется и годится для многоразового использования.
Еще лучше сделать отражатель с козырьком под 45 градусов, примерно, как это сделано на отражателе фирмы LumiQuest. При такой конструкции еще большая часть светового потока будет переизлучаться в направлении объекта съемки.
В обоих случаях смягчающий эффект будет зависить только от площади излучающей поверхности отражателя.
К недостаткам этой конструкции можно отнести то, что отражатель надевается на поднятую вверх головку вспышки, и излучающая поверхность удаляется от оси объектива.

" Софт-бокс на вспышку"
Как мы установили, основным недостатком отражателя является его большая удаленность от объектива камеры, что дает увеличенные тени под объектом съемки . Кроме того, часть энергии вспышки уходит безвозвратно вверх, что снижает дальность действия всей системы.
Этих недостатков лишен мини софт-бокс на вспышку. Его излучающая поверхность максимально приближена к оси объектива и дает минимальные тени, а весь свет направляется прямо на снимамый объект.
Фирма LumiQuest выпускает подобный бокс, но цена его, по нашим понятиям, запредельна. Гораздо проще изготовить софт-бокс самому. Усеченную пирамиду я сделал из картона (внутри она оклеена белой бумагой, снаружи - черной), а излучающую поверхность из полупрозрачного белого капрона, натянутого на проволочную рамку. Бокс легко складывается и раскладывается, удобен в транспортировке.
При изготовлении софт-бокса нужно стремиться, чтобы площадь светящейся поверхности была , по возможности, максимальной. Но увеличение размеров бокса приводит к тому, что он начинает затенять широкоугольный объектив, а его вес становится слишком большим для пластмассового башмака вспышки.
То есть в вопросе габаритов бокса нужно придерживаться известного компромисса.

Краткие выводы:
1. Снимать, используя прямой вспышечный свет, следует только в крайнем случае (например, при слишком большом расстоянии до объекта съемки)
2. Если есть возможность, нужно направлять свет вспышки в потолок или другую белую отражающую поверхность.
3. Для подсветки теней, возникающих при отражении света от потолка, использовать отражатели, закрепляемые на головке вспышки.
4. Если в помещении потолок слишком высокий или съемка происходит на улице, следует использовать софт-бокс на вспышку.
5. Если нет софт-бокса, используйте отражатель как можно большей площади.

автор статьи: Валерий Мишаков

You have no rights to post comments

Яндекс.Метрика
Copyright © 2013. FOTOWEDDING.RU  Rights Reserved.